March 20, 2016

Please reload

Недавние посты

Семья года 2018 г.

November 29, 2018

1/2
Please reload

Избранные посты

В эпоху Имама Шамиля

March 20, 2016

Кегер считался аулом людей богобоязненных, строго и с пристрастием следующих всем догмам ислама. Достоверно то, что несколько тухумов нашего джамаата образовались от потомков арабских миссионеров, прибывших вместе с шейхом Абулмуслимом с целью распространения и сохранения здесь мусульманской религии.

 Один из таких миссионеров по имени Мусуми является родоначальником тухума Абдуразаковых, о чём мы узнали случайно. Но, к сожалению, имена многих других обосновавшихся здесь арабских воинов не сохранились до наших дней. 

До революции в ауле было четыре мечети: нижнего квартала (гъоркьарахъилазул), верхнего квартала (асарахъилазул), у Хиратлох (ХIиралъохъ) и большая мечеть (джума-мечеть). При джума-мечети была открыта школа - медресе. Там дети со всех кварталов аула обучались арабской грамоте и наукам. С ними же обучались 20 - 25 мутаалимов (учеников), приезжавших получать здесь высшее образование по различным наукам на арабском языке. Ночлегом и пропитанием их обеспечивало население всего аула. Они пользовались и урожаем, полученным с полей, принадлежащих мечети, а также каждое хозяйство из каждых шестидесяти мерок своего урожая по одной мерке выделяло для мечети (по-арабски -  закат). Закат выделялся и от определенного количества домашних животных. Часть заката расходовалась на мутаалимов.

Можно сказать уверенно, что люди нашего аула - дети, молодежь, старики жили так же, как и в других передовых и развитых аулах Дагестана, - по законам мусульманской религии и вели себя в рамках шариата: ходили в мечеть и старательно выполняли религиозные обряды, чтили мусульманских священников. Поэтому ясно, что джамаат нашего аула поддержал борьбу под предводительством имамов за мусульманскую религию, утверждение шариата, сохранение чистоты основ ислама от проникновения иноверных влияний на нее.

Многие с оружием в руках участвовали в газавате – священной войне. Многие пали шахидами в разных сражениях против русских (царских) войск, напавших на наши земли с целью осуществления колониальной политики царской России. В 1839 году в  одном из ожесточенных сражений в Ахульго пал шахидом на поле боя уроженец нашего аула – мюрид войска имама Шамиля Исубилав. 

 

 

В 1845 и 1848 (следует написать 1845 и 1849 г. - Прим. ред.) годах, в битвах в ауле Чох пали смертью храбрых несколько мюридов из нашего аула. Наши аксакалы рассказывали о том, что тела этих шахидов привезли в аул и похоронили в нижней части кладбища, прямо в боевых  доспехах. Моя бабушка рассказывала о том, что они ходили из Чутаха (ЧIутIахъ), Глохратланды (Голохьракьандиб) в Чох с плетеными корзинами на спине, наполненными землей, чтобы  ими  укрепить разрушенные во время битвы стены крепости. А все кегерские мужчины принимали активное участие в защите Чохского укрепления. Во время второго сражения за Чох люди нашего аула проживали в Чутахе и Голохратланде, потому что в 1847 году, когда после продолжительной осады и многочисленных атак русских войск пало укрепление Салта, имам Шамиль сказал им переселиться туда. (Скорее всего,  основная часть кегерцев была переселена в Чутах и Голохратланда в 1845 г., что подтверждают и  следующие строки из отчета военного министра генерала А.И. Чернышева Николаю 1 за июнь 1845 г. "Об обстановке и боевых действиях на Северном Кавказе", где говорилось: "… 13 и 14 июня … Самурский отряд производил демонстрации к Салтинскому мосту на р. Кара-Койсу… и на пути истребил мятежное село Кегер (Андалальского общества) " и далее: «15 июня   Самурский отряд под командованием генерал-майора Аргутинского возвратился  к с. Кегер и, истребив это селение – "постоянное  место сбора  партий изменника Аслан-Кадия, беглых акушинцев и андалальцев",  16  прибыл на Турчи-Даг. Шамиль перевел жителей  в с. Цурих (ЧIутIалъ) ". Подробно см.: Магомедов  Р.М. Хронология истории Дагестана. Махачкала, 1959.; Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля: Сборник документов / сост. Гаджиев В.Г., Дадаев Ю.У, Ра¬мазанов Х.Х. М., 2005. - Прим. ред.) 

В Голохратланде сохранилось кладбище, где захоронены наши односельчане, умершие в те годы. В Укитль (Укикь), что ниже Скалы (Кьуру), были переселены тогда и жители аула Кудали. Камень от стен домов, построенных там в тот период, был вывезен  для строительства фруктово-консервного завода в 1950 г. 

Кегерцы участвовали и в боях за аул Салта.

 

 

Прибывшая для участия в этом газавате кавалерия наиба Хаджи Мурата несколько дней находилась в нашем ауле. Питанием их также обеспечивали жители нашего аула. В ущелье Барат (БаратIкIалахъ) изготавливали порох. К сожалению, нет данных о количестве мюридов из нашего села, участвовавших и павших в сражениях при укреплении Салта.  Говорили, что вблизи аула Салта в пещере Ишачий хлев (ХIимибокьоб) сохранилось нетленное тело шахида, умершего сидя, с винтовкой в руках.

В 1859 году русские войска провели широкую дорогу посередине нашего аула. ( Видимо, в том числе и потому, что после разорения села и переселения жителей  в Чутах и Голохратланда в 1845 году селение было заброшено. - Прим. ред.).  Она шла из Цудахара в Кудали, затем по равнине Хубух (Хъубухъ) прямо посреди кладбища, обойдя гору Милги раала (Милгьи  рагIала), в Укитль.  По этой дороге русские солдаты тащили орудия для обстрела укрепления имама Шамиля на горе Гуниб. Часть орудий была установлена на неширокой поляне за холмом Гочор, откуда и обстреливалась гора Гуниб.

Железные ядра от этих орудий позднее находили в Укитле. Они представляли собой полые шары с дыркой. Через нее ядра заполняли порохом и  вставляли фитиль. Перед выстрелом фитиль зажигали, и к моменту падения ядро взрывалось,  разрываясь на смертоносные куски. Имам Шамиль, когда в 1859 году шел со своим малочисленным войском к горе Гуниб,  остановился в Агитле (Агьикь). Он остановился у семьи Париловых –  своих доверенных людей. Хозяйкой дома была бабушка моей матери. ( Здесь автор (Исрапилов) может и  ошибается – видимо перепутаны годы так как в 1859 году Имам Шамиль, выбрав как последнее убежище знаменитую своей неприступностью гору Гуниб, поднялся туда, пройдя 4дневный путь из крепости Килятль через села Карата - Телетль – Ругуджа. Подробно об этом см.: Абакаров М.А. Участие андалальцев в Кавказской войне. (В печати.) - Прим. ред.).   По ее воспоминаниям, наступление русских на гору Гуниб началось в летную жаркую пору. 

 

 

Please reload

Мы в соцсетях
Please reload

Поиск по тегам