March 20, 2016

Please reload

Недавние посты

Семья года 2018 г.

November 29, 2018

1/2
Please reload

Избранные посты

Древние и средние века

March 20, 2016

 

В древние и средние века в нашем ауле и на Кегерском нагорье в целом люди вели довольно развитое хозяйство. Этому свидетельствуют не только материалы развалин семи наших маленьких аулов, но и следы нескольких населенных пунктов, находившихся тогда на земле нынешних чохцев.

Террасные поля, созданные нашими предками вручную, которые находятся, начиная с горы Дучлиб (ДучIлиб) и доходят до теперешней Салтинской почты, также свидетельствуют о развитом земледелии в этих местах. На нижнем краю каждого более или менее удобного куска земли для создания террас ими построены стены, чтобы образовался более или менее ровный пахотный участок, пригодный для выращивания злаковых культур и кукурузы. То, что многие из этих довольно высоких стен остались не разрушенными до сих пор, также свидетельствует не только о трудолюбии, но и о мастерстве древних каменщиков. Это все было создано в те времена, когда им приходилось пользоваться только примитивными орудиями труда. Следует обратить внимание и на то, что наши предки в те давние времена сталкивались с неимоверными трудностями при строительстве многочисленных дорог, связующих между собой аулы, хутора, сады, леса, пахотные участки, сенокосные угодья. Если математическим методом сегодня прикинуть количество населения, необходимого для обработки всей площади пахотных полей, принадлежащих нашим предкам  на Кегерском нагорье и в низине на берегу Кара-Койсу, то можно сделать  вывод, что количество тогдашнего населения Кегерского нагорья  тогда должно было бы составлять не менее 30-35 тысяч человек. 

2000 лет назад на Кавказе было государство Албания (Алпан). Оно несколько раз давало отпор нашествию многочисленной армии Римской  империи, считавшейся самой могущественной  и владевшей половиной мира. Албания также имела сильную армию, у нее была своя письменность, созданная на своем, непохожим на других алфавите. А язык был похож на лезгинский. Пока нет ответа на вопрос, входило ли наше нагорье в Кавказскую Албанию. На наш взгляд, с этим крупным и сильным государством в средние века народы горного Дагестана  -  лезгины, лакцы, даргинцы, аварцы имели тесные связи. Тому свидетельствуют и сохранившиеся тут древние солнечные и лунные календари. Они одинаковы у всех наших народов. Но другие народы Кавказа: грузины, армяне, азербайджанцы таких календарей не имели. 

В средние века нашим нагорьем владел Кудалинский хан. Развалины его дворца находятся вблизи нынешнего аула Силта. Археологи нашли там монеты, чеканенные в пятом веке в Византийской империи. Среди кудалинцев бытует легенда, что в могиле вместе с телом этого хана захоронены большой золотой кувшин и золотой рог. Во владение Кудалинского хана входили не только наше нагорье, но и гора Гуниб, аулы Дарада-Мурада, Маали, Гоцатль и земли до самых Хунзахских гор.

В I-Х веках многие племена и народы мира, оставив свою родину, родные места своих предков, перекочевывали в  другие земли далеких стран. Так, например, проживавшие по соседству с Дагестаном, в Ставропольских степях болгары перекочевали в места, где они теперь живут. Также из Волгоградской, Саратовской  областей до нынешней Венгрии добрались венгры (мадьяре).

Интересной для нас является история многочисленных кочевых племен  гуннов и хазар,  которые в I-II веках неисчислимой армией, разрушая все, что попадало на их пути, истребив все племена этих земель, добрались до Германии. После этого они полностью разрушили могущественную Римскую империю, превратив в руины ее столицу Рим. Нет сомнения в том, часть гуннов и аваров побывали и на территории Дагестана.

Их первичной родиной считают широкие просторы восточных степей. В IV веке государства (каганаты) гуннов и аваров находились в Карпатских и Придунайских равнинах. 

Ученые-археологи, проведя в разных могильниках более ста раскопок,  редко находили там захоронения людей монголоидной расы. В результате исследований этих редких находок они пришли к выводу, что гунны и авары в древности были монголоидами, а позже, в IV-VI веках черты лица и цвет кожи стали характерными для европейцев.          

Дагестанский археолог Л.Б.  Гмыря пишет, что в этот период на плоскости и у подножия гор в Дагестане существовало 38 населенных пунктов, где жили гунны. Они находились также и вблизи аулов Урма и Какамахи.

Считают, что столица государства гуннов в Дагестане находилась в Урцеки - вблизи нынешнего аула Уллубийаул. 

Некоторые историки называют гуннов "хуннами" (хунзами). Мы можем привести близкие  к этому примеры  из аварских этноназваний гуннов: гъунисел, гунисел,  гъванал. В древних рукописях (исторических источниках)  находим сведения о том, что мужчины-аварцы носили косы, заплетенные как у женщин. Гунны тоже носили на голове длинные волосы. Конные войска гуннов устроили несколько набегов – военных походов на Грузию,  Армению, Иран.

Пока ещё историки не имеют фактических данных, по которым можно точно установить, какое число гуннов или аваров слилось или смешалось с дагестанскими народами и какое влияние  их язык, обычаи, традиции оказали в древности на  наши народы. Также не знаем, от их ли самоназваний произошли слова "гуннал", "аварцы" или же наши народы влились в их племена - на эти вопросы ответов всё ещё нет.  

В шестом веке на территории Дагестана образовалось первое в восточной Европе государство Хазария. Ее столица была там, где ныне находится аул  Чирюрт. Потом столицей стал Итиль, но до сих пор ученые не могут установить точно, где она находилась. Существуют версии, говорящие о том, что будто бы ныне она  скрыта от нашего взора водами Каспийского моря.

 Хазария была сильным, могущественным государством. Долгие годы воевала против Арабского халифата. Позже она и ее столица перекочевали на территорию нынешних Астраханской и Ростовской областей. Достоверно то, что горный Дагестан входил в древнее государство Хазария, но  трудно сказать, имело ли оно влияние на наши народы.  

Считается, что до распространения ислама народы Дагестана исповедовали христианскую религию. На территории теперешних Хунзахского, Цунтинского, Тляратинского районов были найдены каменные кресты. На некоторых из них высечены слова на древнегрузинском и аварском языках. Вблизи аула Датуна до сих пор стоит христианская церковь, построенная грузинами.  На каменном кресте длиною в 22 см, обнаруженном в Хунзахе, на грузинской графике  написано: "Крест Христа. Господи! Успокой душу Хачота". 

Историки указывают, что хунзахцы впервые приняли ислам в XII веке, когда они были побеждены в войне с войсками Абулмуслима. Повторно хунзахцы окончательно приняли ислам уже в XIV веке.     

На нашем нагорье  таких конкретных фактов не обнаружено. Поэтому мы думаем, что здесь христианство, как религия, вовсе не получило распространения. 

Наши люди поклонялись Солнцу. И в день наступления лета  ему в жертву  приносили специально для этой цели отобранного чёрного барана или быка. Оказывается, на нашем нагорье и в его окрестностях этот религиозный ритуал жертвоприношения существовал с древнейших времен. Об этом свидетельствуют наскальные изображения, которые были сделаны нашими предками 5 - 6 тысяч лет тому назад в пещерах, находящихся на территории теперешних аулов Ругуджа и Согратль. В нашем ауле этот древнейший ритуал поклонения Солнцу, принятый позднее как мусульманский, соблюдали до 1940 года. В день наступления лета два-три почетных аксакала проводили черного барана, повязанного красивой веревкой, по краям, обочинам всех пахотных полей, принадлежащих населению  нашего джамаата. При этом старики произносили слова молитвы. После такого ритуала барана резали, а мясо раздавали.  До недавнего времени наши люди даже клялись Небесами, Солнцем. Ислам не смог покончить с древними религиозными обрядами и ритуалами, которые проводились в горах в течение многих веков.  Во время засухи, когда неделями на поля не попадало ни капли дождя, люди выходили и умоляли о ниспослании дождей.  В такие  дни дибир (мулла) ходил вокруг аула, волоча за собой по земле шкуру коня и взмахивая саблей над головой. А на годекане аула дибир разбивал глиняную посуду – крупный сосуд (хъаба), превращая ее в мельчайшие осколки, и ими разрисовывал стены скал, куда никогда не попадали лучи солнца. Так же в ямки древнего солнечного календаря, находящегося в Заячьем поле (ГIанкIил магъилъ), бросали камешки и при этом читали молитвы. Некоторые из таких обычаев, переходившие из поколения в поколение, сохранились в нашем ауле и на нагорье до наших дней. Это также подтверждает мысль о том, что до ислама на нашем нагорье христианство не было распространено.

Здесь же можно вспомнить о таких обычаях, как "завязывание пасти волка" (чтобы он не зарезал домашнее животное, которое не возвратилось и осталось на ночь на пастбище), и то, как при засухе девочка, которая имела трех живых матерей (родную маму, бабушку и прабабушку) бросала лягушку в озеро или пруд. Жители нашего аула к некоторым из этих религиозных обрядов и ритуалов прибегают иногда и поныне. 

 Нетрудно заметить, что такие ритуалы, в которых сохранился голос древних их верований,    не смогла искоренить даже исламская религия, хотя некоторые из этих ритуалов противоречат догмам ислама. 

В XVI–XIX веках наш аул присоединился к Андалальскому союзу вольных обществ. Поэтому в 1742 году (точнее - в  1741 году. - Прим. ред.), вместе с войсками Андалальского общества, кегерское ополчение приняло участие в кровавой битве  с полчищами иранского захватчика Надир-шаха. 

Каким конкретно было  участие наших воинов в этой ожесточенной борьбе за свободу и независимость родной Отчизны теперь установить невозможно. Но топонимическое название "Холм, где истребили каджаров" (Гъажарал гъурараб гохI) свидетельствует о  том, что бои с каджарами шли и на нашем нагорье. Этот холм находится перед нашим аулом. Наверно, часть иранских войск спускалась с горы Дучлиб и, возможно, напала на наш аул или хотела идти обходным путем против основных сил андалальцев. К сожалению, мы теперь не знаем, каковы были потери у захватчиков в  сражении на названном холме. Трудно также установить, кто их истребил: войско нашего джамаата или Кудалинского хана (к этому периоду  джамаат с. Кудали ханом не управлялся, так как  селение было в составе союза вольных сельских обществ Андалал. -  Прим. ред.). Может, на них напали объединенные войска из других аулов, участвовавших в этой кровопролитной и ожесточенной борьбе, в результате которой горцы одержали победу над многотысячными войсками Надир-шаха. (Весной 1741 г. Надир-шах во главе 150тысячной, хорошо вооруженной и снаряженной армии двинулся на Кавказ. В начале августа войска Надир-шах подошли к Кази-Кумуху.  9 августа  Сурхай-хан "изъявил покорность", а 14-го пал Кази-Кумух. Дойдя до границ Андалала, шах  расположился на склоне горы Турчи-даг. 12 сентября 1741 года иранские войска вторгались в Андалал. Решающее сражение на территории Андалала продолжалось пять дней, в котором приняли участие не только ополчение всех андалальских сёл, в т.ч. и кегерцы, но также почти все дагестанцы. Выдающееся значение для победы над полчищами шаха имело сражение в  Андалальской долине, где эпицентром основных боевых действий стали местность "Хициб" и все близлежащие местности, где горцами была одержана победа. "По лугам Хициба, чистым от века, потекли потоки вражеской крови", - так сохранила память об этом аварская историческая песня. По выражению   российского историка А.П. Новосельцева звезда Надира закатилась здесь,  в горах Дагестана. Осознав нависшую угрозу над оставшимися войсками, 28 сентября 1741 г. Надир-шах начал отступление из Аварии, похожее больше на бегство. Из более чем 50-тысячной армии боеспособных воинов осталось 25 - 27 тыс. человек. Кроме того, противник потерял более 33000 лошадей и вьючных животных, 79 пушек, большую часть боеприпасов и холодного оружия. В битвах на полях Андалала были перемолоты отборные иранские войска, уничтожен цвет иранской армии, развеян миф о "непобедимости" "Грозы Вселенной". Освободительная борьба народов Дагестана за свою независимость имела огромное всемирнополитическое значение и выходит за пределы истории не только Дагестана, но и страны. 12 августа 2004 года на месте, где призошли кровопролитнейшие бои с иранцами,  состоялось торжественное открытие Хицибского мемориального комплекса "Ватан", построенного по инициативе генерального директора ОАО "Дагэнерго" Гамзатова Гамзата Магомедгаджиевича. На котором присутствовали гости со всех районов республики. А с 22 сентября 2006 года в мемориальном комплексе функционирует единственный в России  музей, посвящённый истории разгрома непобедимой армии шаха Надира. Подробно см.: Абакаров М.А. Легендарная битва // Журнал "Советский Дагестан",  1991, № 2, С. 28-3); Абакаров М.А. Хрестоматия по истории Андалала: Сб. документов и материалов. [Электронная версия]; Он же. Мемориалы и памятники Гунибского района. (В производстве.); Он же. Пирмагомед-кади  Андалальский: опыт составления исторического портрета на основе  реконструкции событий Андалальского сражения 1741 года // Журнал "ХIакъикъат",  2011,  № 4. - Прим. ред.).

С уверенностью можно лишь сказать, что в те времена наше нагорье могло собрать  сильное и хорошо вооруженное  войско, которое вполне могло дать отпор внешним врагам. Бывший директор сельской школы Гиндиев Сайид рассказывал о том, что от стариков аула он услышал рассказ о невероятной меткости наших воинов, которые стреляли из ружья через перстень (за которым был установлен нож острием к нему) так метко, что могли разрезать пулю  точно пополам. 

О том, что наш джамаат в прошлом имел довольно сильное войско, свидетельствуют и участие сельчан в частых набегах на Грузию. (Документальное подтверждение этому мы находим в редком документе того периода - в письме Хасбулат шамхала (правил в 1734 – 1758 гг.) сына Адил Герей – шамхала  к жителям селения Кудали, в котором шамхал писал: "Я отправил посланников к служителю двух благородных святынь, имаму ислама хункару, и ответил он мне подарками и приветствием, и приказал мне послать наши войска в Карс с тем, чтобы захватить сокровища, воевать и взять имущество в Грузии. Я посылаю предводителя, обязательно прибывайте вместе с ним. Поговорите с теми, кто рядом с вами из сс. Кегер (Кухул), Салта (Сулул) и Мали (Маалал). До сих пор я находился в подчинении очень коварного человека [Надир – шаха], опасаясь его злобы, но сейчас я порвал с ним и соединился с могущественным имамом. Боже помоги исламу! Аминь! " Подробно см.: Приложение док. в сб. "Освободительная      борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. " Махачкала, 1986  и "Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей" // Алиев Б.Г. (Источники, предания,  легенды, героико-исторические песни).  Махачкала, 2002, С. 261. -  Прим.  ред.). 

Потомки грузин, взятых в плен участниками набегов, позже слились с представителями разных тухумов. Но ныне у нас не сохранилось грузинских имен тех пленных, хотя в других аулах (например, в Согратле) довольно часто  встречаются грузинские имена.

Достоверно, что предводителями андалальских войск, участвовавших в набегах в Грузию были Лек Махмуд (ЛекI МахIмуд) и Абук Муса из Хорноха. На камне, найденном в Цудахаре, начертано: "Пропустите отары овец Лек Махмуда и Абук Мусы без дани", видимо за то, что "…войско под их предводительством одержало победу».  Мы знаем, что всех дагестанцев грузины называют "лекIами", видимо, от этого слова и произошло прозвище нашего сельчанина ГьелекI Махмуда и других ("ЛекI" - "ГьелекI"). 

В 1200 - 1400 годы в Дагестане произошло много сражений против внешних захватчиков. Лезгинам, лакцам, даргинцам пришлось защищать свой край от полчищ монгольского  Чингис-хана,  узбекского Темирлана. Темирлан дважды нападал на Дагестан. Но о нашествии войск Чингис-хана или Темирлана на наше нагорье не указано в исторической литературе, в других источниках, или документах. 

В средневековую эпоху  наши предки обычно проживали в одном огромном помещении - комнате длиною в 5-6 метров. Тут же готовили обед,  проводили трапезу, тут же и спали всей семьей. На весь теплый период лета многие семьи со своими домашними животными уходили на хутора. А многие сельчане с дойными коровами перебирались на хутора, находившиеся в ущелье Синкатлуб (СинкIалъуб). 

По имеющимся  сведениям, в каждом помещении-комнате аула в середине находился очаг, где горел огонь для приготовления еды.  А ночью вся семья спала на старинной постели - цаха (цIахIа), которую изготавливали, пришивая, друг к другу куски овчины и козьих  шкур. Под нею толстым слоем укладывали солому. Зимою теплым одеялом служил "гуч" - одеяло из козьих шкур, а летом накрывались домотканным паласом ("турут"). Материю для одежды в каждом ауле ткали из овечьей шерсти. В большом почете были ткани, привезенные из Индии, Китая, Турции и Ирана. О девушке, одетой в национальное платье  из такой ткани,  в одной из песен Махмуда из Кахабросо говорится так: "Одетой в "кабалай" из стамбульского ситца, сизой голубкой стоишь ты передо мной".

Как и в других горных аулах, обувь наши сельчане шили в основном из шкур сыромятной кожи крупного рогатого скота.  Для шитья использовали дратву, содранную с сухих ветвей кустов конопли. Среди тех, кто носил такую простую и непритязательную обувь, выделялись молодые щеголи, у которых на ногах сверкали сапоги. Эти счастливцы о простолюдинах говорили: "Ноги,  не видевшие русских сапог, котлеты вилкой не евшие".

В ауле каждое хозяйство имело по две-три головы крупного рогатого скота, ишака или коня, пахотное поле, свой хутор. Так же были и поля, принадлежащие мечети, а так же общие для всего джамаата леса, сенокосные угодья, горы и поля. Семье, у которой было шестеро детей, дополнительно выделяли поле на горе Кудаларох (Кудаларохь). В нашем ауле никогда не было людей, влачивших жалкое существование или вынужденных переселяться в другие аулы для облегчения своей жизни. Общественное стадо гоняли на пастбище поочередно. Для этого каждый день из трёх  хозяйств выделяли по одному человеку: двое из них находились при стаде, третий носил им еду. Стадо быков и бычков на ночь в аул не возвращалось. Их держали на том месте, которое указывал тот, кто носил пастухам еду. Он же владел и правом собирать навоз в том участке.

Лес,  находящейся на горе Зитила маарда, вырубали еще молодым. Особенно сосновые деревья, чтобы увеличить площадь пастбищ для скота. Овец и коз зимой оставляли на теплых  хуторах, находящихся на солнечном склоне горы Алдаб. По рассказам стариков, там перезимовывали  3,5 - 4  тысяч голов овец и коз. 

В средневековую эпоху в нашем нагорье люди собирали урожай только один раз в году. Но при изучении древних календарей выясняется, что в древнейшие времена на Кегерском нагорье сев производили два раза в году: осенью и весною и, соответственно, с одного и того же пахотного участка и урожай собирали дважды.                                     

Please reload

Мы в соцсетях
Please reload

Поиск по тегам
Please reload

Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square