March 20, 2016

Please reload

Недавние посты

Семья года 2018 г.

November 29, 2018

1/2
Please reload

Избранные посты

НЕБОЛЬШИЕ ИСТОРИИ КЕГЕРА

February 27, 2017

 

 

 Омаров ХIасанхIусен

 

Хадж

 

Бабушка Патимат - Хажияй в 14- летнем возрасте вместе со своим отцом примерно  в 1892 совершила Хадж в Мекку.Она была единственная дочь в семье, поэтому  в наследство ей достался участок земли в местности Чутах. Бабушка рассказывала: "Когда родителей не стало и делили наследство, меня пригласили в мечеть для проведения этой процедуры. Я не пошла туда, а передала, что я согласна с решением, сделанным в соответствии с шариатом". Таков был  иман у этих людей – наших предков. Нам остается надеяться, чтобы нам было суждено приобрести хоть частицу такой твердости веры.

 

Стараниями ее мужа ХIасанхIусейна

они обустроили на этой земле фруктовый сад. Внизу у реки построили несколько мельниц и подвели к ним по каналам воду из реки. В книге "Поколения поколениям: Краткая история селения Кегер"   (Исрапилов М.И.,  Махмудов М.М. Махачкала: Наука-сервис. 1995) авторы пишут о низкой производительности ручного труда сельского производителя в горах, когда сбор кукурузы составлял 4- 5 центнеров с гектара, в то время как на равнинах он составляет в современных условиях при использовании техники 30- 40 , а в некоторых случаях и до 80 центнеров. Рассказывают, что у  ХIасанхIусейна тогда были орудия производства, которые облегчали труд и делали его производительным. Это были станок для шелушения кукурузы, устройства, чтобы разбивать абрикосовые косточки и делать из них урбеч на мельницах. В стране при коммунистическом правлении насаждалось мнение, что Дагестан не сможет прокормить себя без зерновой помощи извне. Совершенно противоположное мнение мы читаем в книге "Кавказские горцы" (Сборник сведений. Репринтное воспроизведение издания 1868 года. Москва: МНТПО "АДИР", 1992). Дореволюционные исследователи  пишут, что из Дагестана в те времена зерно даже вывозили. Хозяйство ХIасанхIусейна - это яркий пример маленьких хозяйств, но на таких хозяйствах должно было бы строиться государство и работа людей на своей земле. Старший сын НурмухIамад был хорошим помощником в хозяйстве. Он рассказывал, что не раз приходилось ему подниматься на гору за скотом, который пасся на склонах. Это послужило ему хорошей физической закалкой, благодаря которой он смог перенести фронтовые тяготы во время Великой  Отечественной войны. По его просьбе отец отправил на учебу на   4-годичный курс (существовавшие в то время факультеты для обучения молодежи) в город Буйнакск. Он показывал хорошие успехи в учебе, но через год отец забрал его домой, посчитав достаточным этого обучения, т.к. его помощь была необходима  в хозяйстве дома. С ним вместе обучались студенты, которые в последующем стали видными научными и общественными  деятелями. Один из них Фаталиев Халиль Магомедович  (Родился в 1915г.,  философ и физик, д-р филос. наук (с 1950). Окончил физический факультет МГУ (1937). В 1946 г. – второй секретарь Дагестанского обкома КПСС. В 1947 г. – депутат Верховного Совета РСФСР и член Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР. В 1953–1959 гг. – заведующий кафедрой философии естественных  факультетов МГУ. Область научных исследований - философские  проблемы естествознания. Под его руководством был подготовлен трехтомный труд "Философские вопросы естествознания". Работы Х.М.  Фаталиева "Естественные науки в жизни общества" (М., 1956) и "Диалектический материализм и вопросы естествознания" (М., 1958) были удостоены Ломоносовской премии (1959). Погиб в 1959 г. 23 октября в возрасте 44 лет при авиационной катастрофе. – Прим. сост.)

 

 

  Такие хозяйства,  как у ХIасанхIусейна,  были показательны как  возможность увеличения производства продуктов питания  и развития производительных сил в государстве. Такими трудолюбивыми хозяйствами  в Дагестане, не будет ошибкой сказать, были все.

  Описываемая нами местность Чутах находится на пути из Махачкалы в Кегер и Гуниб. Транспорт того времени был тихоходный, и перед последним переходом из города в селение или обратно проезжие односельчане часто останавливались в Чутах. Никогда эта семья не была обделена гостями.  В общем, здесь образовалось гостеприимное поселение. В последующем  вся эта работа по созданию сада и подсобных производств  и прочие старания стали поводом для раскулачивания в 1937 году.

В беседе с писателем М. Кебедовым, опубликованной в газете "ХIакъикъат" в статье "Сын кулака" от 4 декабря 1992 г., МухIамадхIажи, младший сын ХIасанхIусейна рассказывал: "Однажды, кажется в 1931 году, человек, приехавший из Буйнакска, попросил разрешение открыть на хуторе консервный завод, чтобы соседние селения могли туда сдавать свою продукцию. Такая возможность была дана. На части обрабатываемой земли устроили подходящее место. Так на хуторе Чутах появился первый Кегерский консервный завод. Шло время. Завод работал. ХIасанхIусейн занимался своим хозяйством. Но постепенно менялось отношение к людям, которые вели свое хозяйство на хуторах. Особенно во время коллективизации. Хозяев хуторов стали считать кулаками. Таковым записали и  ХIасанхIусена.  В 1933 году Кегерское сельское партийное собрание решило лишить его избирательных прав. На том основании, что у него за оплату работали наемные рабочие. И наложили еще штраф в 5700 рублей. Но не сумев доказать это обвинение,  освободили от штрафа. Как бы то ни было, в сентябре 1936 года на хуторе провели обыск. Много чего при этом было конфисковано. Гунибская милиция арестовала ХIасанхIусена. В селе прошел слух, что отца увезли. Я был тогда в школе в Кегере, и за мной пришел Абдурахманов Магомед. Пройдя 18 километров, к вечеру дошли до хутора. Опечаленными и озабоченными были старший брат НурмухIамад и наша мама. В эту ночь в НКВД допрашивали ХIасанхIусена. Оперуполномоченный спрашивал:

- Скажи, молодец, какое участие ты принимал в Гражданской войне? - строго задали ему вопрос

- В Гражданскую войну ни с красными, ни с бандитами контактов у меня не было, - ответил ХIасанхIусейн. - Когда Гуниб был окружен, я ходил сообщить об этом партизанам у Салтинского моста. Красные тем временем направились в сторону Леваши.

- Почему ты так говоришь, по нашим сведениям, на вашем хуторе готовили еду и жарили хлеб бандитам Нажмуддина Гоцинского? Что скажешь на это?

-На хуторе НурмухIамада готовили еду. Это в ста шагах от нас. Не буду скрывать, иногда я туда заходил.

- Какой и за что был наложен на тебя штраф.

- В 1933 году сельский Совет наложил огромный  штраф. Якобы я нанимаю за деньги рабочих. Но по моим заявлениям  и не за недоказанностью обвинения ВЦИК штраф отменил.

- Какое участие ты принял в создании колхоза? Что у тебя сейчас есть в хозяйстве?

- В 1831 году вступил в созданный садоводческий колхоз. В 1935 вступил и в животноводческий колхоз. Отдал туда трехлетнего быка и двухлетнюю телку. В хозяйстве осталось две коровы, один бычок и одна лошадь, два теленка.

- Что ты напоследок можешь сказать?

- Мне больше нечего сказать. Прошу внимательно разобраться с моим делом.

Потом были опрошены пять человек, которые показали, что ХIасанхIусейн - глава одного из больших тухумов. К его слову прислушиваются сельчане. Жена Патимат-ХIажияй еще до революции совершила Хадж.

Было принято решение Гунибского райисполкома, а затем и УНКВД ДАССР 26 сентября 1936 года Омарова ХIасанхIусейна и его семью как кулаков, выселить в Северный Казахстан.

Когда мы находились под охраной милиции на хуторе, узнали, что отца увезли на машине. Через несколько дней отправили и нас. В Салта на машину сели Дибирасул МухIамадиль – мама, Маймунат из Кудали, дочь сына Узун-ХIажи (религиозный деятель, предводитель национально-освободительного движения в Дагестане в 1920-х годах - Прим. составителя) Асият из Салта. В Буйнакске после нескольких дней, проведенных в казарме, ночью на машинах привезли на вокзал. Там ожидал поезд, который повезет нас в никому не известный путь. Первыми погрузили женщин и детей. Затем привезли мужчин. Увидев среди них мужа, Патимат-Хажияй, вздохнув, успокоилась…

Через много дней и ночей доехали до города Аральск Казахской ССР.

После многих событий семья  ХIасанхIусена оказалась в поселке Аралсульфат в 21 километре от Аральска. Здесь прошли молодые годы  МухIамадхIажи.

 Однажды он выслал старшему брату НурмухIамаду совместную с отцом фотографию. Когда увидели, что на фотографии нет Патимат-ХIажияй, появились домыслы, что ее, наверное, нет в живых. Обеспокоенный этим НурмухIамад и его друг Сугурбеков Али под предлогом трудоустройства на Бакинские нефтепромыслы получили паспорта и отправились в Казахстан и там остались. В 1942 на войну ушел и НурмухIамад.

МухIамадхIажи работал на различных службах от радиоточки до начальника почтового отделения. Он был очень обрадован, когда его вызвали для получения паспорта. От радости появилась надежда на возвращение. Написал письмо с просьбой о возвращении. Радость была преждевременной. Из НКВД пришел короткий ответ: "… сыну кулака возвращение не разрешается". Печаль от такого ответа прошла, когда к  матери и брату в 1945 году инвалидом Великой Отечественной войны второй группы и награжденный "Орденом Красной Звезды"  вернулся НурмухIамад. На этот раз НурмухIамад написал письмо с просьбой о возвращении в НКВД Аральска. Через два года получили ответ с разрешением вернуться на родину.  Это был 1947 год. По возвращении они сразу остановились на своем хуторе ЧIутах. С известием, что Омаровы вернулись, к председателю Гунибского райисполкома пошел директор консервного завода. Решением райисполкома им вернули конфискованный в селении дом. 

Умер на чужбине ХIасанхIусейна, хозяйство, хутор были разрушены. С каждым днем Патимат–Хажияй все труднее было переносить тяготы. Недолго прожили в селе. Вскоре переехали в поселок Гергебельской ГЭС, а затем в 1949 году на окончательное место жительства в Махачкалу.

В 1966 году скончалась Патимат-Хажияй.  В 1977 году умер старший брат НурмухIаммад.

В 1990 году 13 августа президент СССР Горбачев издал Указ о восстановлении в правах незаконно репрессированных. Увидев Указ, МухIамадхIажи  поторопился реабилитировать отца как незаконно политически репрессированного 27 апреля за подписью министра внутренних дел М.Г. Абдуразакова Омаровы получили три справки, в которых говорилось, что дело выселенных в сентябре 1936 года в Северный Казахстан в качестве "кулаков" семьи Омаровых пересмотрено и в соответствии с законом Российской Федерации ХIасанхIусейн, его жена Патимат-Хажияй и сам МухIамадхажи реабилитированы".

 

НурмухIамад и МухIамадхIажи были дружные любящие братья. МухIамадхIажи - младший брат пережил с родителями все тяготы, которые выпали им в изгнании. НурмухIамад был женат, и его семью оставили, не отправили вместе с раскулаченными родственниками. Политика в государстве была, сын за отца не отвечает.

На долю НурмухIамада выпали тяготы войны. Служил сапером. Выжил благодаря помощи командира, которого он вынес раненого во время проведения разведки. После обучения, по рекомендации командира саперного батальона, в танковом училище, получил назначение и был командиром танка.  Был ранен (инвалид второй группы), награжден орденом Красной Звезды.

 Рассказывая, как их выселяли, МухIамадхIажи говорил, что он больше переживал за брата, который остался на дороге в Чутах и долго смотрел вслед матери и брату, а за себя он переживал меньше всего, еще не зная какие трудности придется пережить им самим. "Что же должен был пережить в эти минуты мой брат, провожая нас в дорогу изгнанников, а отца ХIасанхIусейна должны были отправить на другой машине отдельно от семьи!" - говорил МухIамадхIажи.

Из рассказов бабушки Патимат-Хажияй мы знаем, что в юности, совершая Хадж вместе со своим отцом, в дороге к святым местам и обратно они были несколько месяцев. Путь их от села до моря (Черного моря) большую часть шли пешком. Далее плыли  на корабле. Попадали и в шторм. Многие люди тяжело переносили качку и болели морской болезнью. Когда они после перехода через море высадились на побережье, далее ехали на верблюдах через пустыню. Теперь мы можем предположить, что они высадились на западном побережье Аравийского полуострова. И путь их пролегал через пустыню от Джиды до Мекки

 

 

Этот переход был тоже нелегким. В те времена в пустыне зачастую не исключены были встречи с разбойниками.

Преодолев трудности, которые им тогда не казались непреодолимыми из-за  их страстного стремления попасть в  святые для мусульман места, они, как говорила бабушка,  с помощью Аллаhа и уповая на ЕГО помощь, добрались до Медины и Мекки и совершили обряды хаджа.

Патимат-Хажияй была очень немногословнм человеком. В зрелом возрасте мы стали понимать, что быть такой  ее, возможно, заставили  трудности и обстановка доносов и наговоров среди населения. Она все это пережила в прошлой своей жизни в изгнании. По одному из таких доносов уже Казахстане, что у них собираются люди для чтения  Корана, ее мужа ХIасанхIусейна арестовали и отправили по этапу на север. Последние вести, полученные от него через одного земляка, были, что их везут на север по реке. Больше о нем не было никаких вестей. Теперь стало известно, что много выселенных людей везли по северным рекам, могли высадить их в любом месте в тайге, и если они успевали сделать укрытия до наступления осени, которая в этих местах наступала быстро и приходила со снегом и морозами, то выживали.

   В свое свободное время бабушка занималась чтением Корана и наставляла нас, чтобы мы имели правильное понимание,   не следовали и не верили тому, что говорили  нам  в то время в школе про то, что в космосе при первых  пилотируемых полетах, на небесах не обнаружено местонахождение Аллаhа (астагъфируЛлаh!). Единственное наставление, которое она делала нам: - "Вам  нельзя повторять такие слова, вы так никогда  не говорите". Этого нам было достаточно и запечатлелось в нашей детской памяти.  И сейчас мы вспоминаем это ее наставление и рассказываем другим, ставя в пример, что наставление не обязательно должно быть многословным. И такие короткие, но емкие поучения оставляют неизгладимый след в наших душах.

Надеемся, что Всевышний  Аллах будет доволен ею и сделает легким  ее пребывание в вечном мире.  И пребудет с ней милость Аллаhа.

 

 

 

 

 

Please reload

Мы в соцсетях
Please reload

Поиск по тегам
Please reload

Архив
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square