March 20, 2016

Please reload

Недавние посты

Семья года 2018 г.

November 29, 2018

1/2
Please reload

Избранные посты

История строительства дороги в Кегер

July 11, 2018

Омаров ХIасанхIусен

 

Сколько бы ни говорили и не писали о дорогах в России, они лучше не становятся.  Особенный разговор о дорогах в горах. В горах к задачам качественного устройства дорог прибавляются трудности обустройства дорог на подъемах серпантинах и особенности зимнего и летнего содержания дорог в надлежащем состоянии. 
Такие же проблемы есть и в Европе где такие горы как Альпы круче Кавказских гор. В горах дороги соединяют обычно сельские поселения, где хозяйствование на земле связано в основном с сель-ским хозяйством. И узнавая о сельском хозяйстве в Европейских государствах, скажем таких Швейцария, мы знаем о качестве их сыров, поголовье племенных стад коров, надоях молока и др. нам остается изобретать для роста сельского хозяйства, что то свое нам присущее или учиться у них и перенимать их опыт. Таким образом, достигнув, положительных результатов можно будет обратить внимание и на характерные местные особенности, которые выгодно отличали нашу сельскохозяйственную продукцию. Это будет путь к росту сельского хозяйства в горах. И этот рост потребует лучших дорог, по которым можно быстро доставить мясо - молочную продукцию  до потребителя.
Развитие экономики села станет возможным при хорошей транспортной системе доставки земледельческой продукции в любую точку республики и России.
Поговорим конкретно о дорогах в наше селение Кегер.
 Время в пути, начиная от МилирагIала до автодороги в Махач-кала должно занимать не более 15 минут, что зависит от качества дорог и возможности проезда КАМАЗов и крупной техники, особенно по террасе МилирагIала.
После окончания Кавказской войны, которую вел  имам Шамиль с Русским царским правительством, за короткий период 1860–1870 годов, Российское государство провело большую работу для укрепления своего господства в Дагестане. Русские войска быстрыми темпами построили каменно-бетонные крепости в Ботлихе, Хунзахе, Гунибе, Кумухе, Левашах, Дешлагаре (Сергокала), Ахтах, Ведено. Каждая крепость была обеспечена большими запасами продуктов для гарнизона, были построены подземные резервуары для запасов воды, сооружены подземные тоннели для запасного выхода из крепостей. Там же были построены небольшие казармы для гарнизонов и дворцы для окружных начальников, церкви и школы. И все это благодаря наличию сети качественных дорог.
Наличие хороших дорог также оказалось  причиной и  нежела-тельного исхода событий, так наличие дорог и новых крепостей привело к быстрому поражению в Дагестане восстания 1877 года. 
 Широкие дороги из всех укреплений вели к Темир-Хан-Шуре. По этим дорогам постоянно везли государственную почту. По пути через определённый промежуток дороги  находились почтовые станции для замены коней и дома для дорожных мастеров. 
В соответствии с планом, намеченным царской администрацией, все кавказские губернии и укрепления должны были быть дорогами связаны с городом Тифлисом, где находился наместник российского императора на Кавказе. С этой целью и была построена Военно-Грузинская, Военно-Осетинская дороги. Также было запланировано строительство Военно-Дагестанской дороги: Темир-Хан-Шура – Тифлис. Но её не успели достроить. В 1914 году, когда дорога дошла до Анцухской почты, началась Первая мировая война. Затем произошла революция, и об этой дороге забыли.
Вся эта деятельность говорит о большом значении, которое придавалось дорогам во все времена 
Все эти укрепления, дороги, мосты, возводимые по приказу русского царя, строили качественно, красиво и крепко, не в пример теперешним дорогам и строениям. Тогда при строительстве камни таскали издалека с тем, чтобы выбрать качественный и легко обтесываемый, хотя камня рядом было немало. Например, для строительства Хиндахского моста камень, несмотря на труднодоступность, добывали из Белой пещеры, находящейся высоко на скале. Там до сих пор лежат неиспользованные тогда обтесанные с четырех сторон камни.
В те годы военные объекты, особенно мосты, как мы уже отме-чали, строили качественно и крепко, с покрытием, с воротами с обеих сторон. Их посменно охраняли взводы казаков. Одним из таких охраняемых был и Железный мост (Георгиевский или Салтинский, а позже – Красный мост).
В 1970 году, по истечении гарантийного срока – ста лет со вре-мени строительства, мост разобрали и построили новый. Прежний мост был сооружен полностью из железа, сверху на всю его длину было покрытие, с обеих сторон были крепко закрывающиеся ворота. Внутри моста были установлены два горных орудия, которые из укрытия были направлены к выходам обеих сторон моста. В середине моста было отверстие, через которое ведром, привязанным к веревке, поднимали воду из реки. На железных стенах с обеих сторон были бойницы. И Хиндахский каменный мост был построен так же основательно и крепко, для этого камни кладки имели свинцовую связку друг с другом. 
В 50-тые годы 20 века расширили дороги в аул Кегер, по ним начали ходить автомобили. До этого больных в Гунибскую, Чохскую больницы и обратно домой приходилось молодёжи носить на носилках. Нелегко бывало им таскать, особенно вверх из Укитля, тяжелые носилки. Остановку, чтоб отдышаться, делали в “ГьилихIуриб жаниб” и “Милгьил рагIалда”. Эти места всегда напоминали близким родственникам, чьи тела были перенесены по этой дороге в аул. Поэтому, прочитав суру из Корана (“Къулгьу”), каждый бросал камешек, и образовались целые горки камешков – памятников. 
В те годы много сил вложил наш джамаат в дело расширения и строительства новых автомобильных дорог. Самым узким местом всегда оставалось “Милгьил рагIал”. 
В старину туда поднимались по лестнице, остатки которой со-хранились до сих пор. Мы удивляемся тому, как наши предки таскали тяжелые мешки, ходили за нагруженными ишаками по этой трудной и крутой дороге. 
Еще в 1859 году русские солдаты в обход “Милгьи” построили дорогу, по которой они таскали орудия. Хотя дорога эта до сих пор осталась неразрушенной, она очень длинна и трудна. Поэтому еще в 1930-е годы сквозь скалу, взорвав её, провели короткую дорогу. Ее ширина тогда еле-еле позволяла пройти арбе. По внешнему краю дороги была построена каменно-цементная стена. Там в скале на высоте 2 метров сделали цементный бассейн, куда собиралась вода из маленького родника.
В 1960 году дорогу из Укитля вверх расширил дорожный мастер Абдуразакиль МухIамад. При этом он сделал новые удобные повороты, в результате чего на дороге прекратились обвалы.
Абдуразакиль МухIамад был не только хорошим дорожным мастером, который внес большой вклад в дорожное строительство, но и религиозным деятелем, прославленным во всем горном Дагестане тарикатским устазом. Да будет его баракат с нами. Рассказывают, что и отец его Абдуразак всю жизнь занимался строительством горных дорог и мостов. Известно, что их род идет от арабского святого миссионера по имени Мусума (Маслама.–Ред.), который прибыл в Дагестан с шейхом Абулмуслимом. Миссия посещения Дагестана была распространения ислама среди джамаатов горных аулов. В самом деле, представители этого тухума всегда славились своей религиозностью, благими для людей делами, трудолюбием, готовностью отдать жизнь за истинную мусульманскую веру. Они во всех ситуациях отличались и своей храбростью. Такими качествами обладал и Абдуразаков Магомед. Поэтому в мечетях при молитве – “дуа” прихожане упоминают его имя. 
В 1970 году, когда расширяли дорогу в местности “Милгьи рагIал”, Рамазанил Магомедиль Гитикав (ГьитIикIав) работал взрыв-ником. Видимо, он там сильно замерз. Заболел туберкулезом, попал в Гунибскую районную больницу, где он от укола пенициллина (ви-димо, из-за непереносимости  этого лекарства.–Ред.)  умер моло-дым. 
Когда поднимаешься на “Милгьи рагIал”, перед нами открывается удивительно красивая картина природы: вдали белеют горы, покрытые вечными снегами, внизу – переплетение узких лент тропинок и шоссейных дорог, игрушечным кажется всё идущее по ним: машины, кони, люди и “зеленый ковёр” Гуниб-горы. Можно сказать, что не так уж много во всем мире мест, где можно увидеть такую красивую и восхитительную панораму.
Это вселяет радость в наши сердца. Но тут же в душу закрадывается и печаль: многие из тех, кто участвовал в расширении и строительстве этих дорог, ушли в мир иной. Мы никогда не должны забывать Абдуразакова Магомеда, Гитикава, впервые занимавшихся там взрывами скал Модонисазул Ахму (АхIма), Магомедгаджиява, Джамалудина, тех наших предков, чьи тела “отдыхали” тут, когда их на носилках переносили из Гуниба, Шуры на вечный покой к аульскому кладбищу. 
Однажды в пятидесятых годах двадцатого века  Магомед Гиндиев нанял аробщика, чтобы доставить товар из Темир-Хан-Шуры в аул. Здоровые волы еле тащили за собой арбу по крутым горным дорогам. Наконец они добрались до “МилгьирагIал” и остановились. Тут аробщик-кумык ни с того ни с сего начал плакать. Когда его спросили: “Почему ты плачешь?”, он вполне серьезно ответил: “Теперь я добрался до небес, к самому Аллаху!”.
Подобные случаи происходили и в наше время с водителями таксистами нанятыми сельчанами для поездки в Кегер.
 Одна из таких поездок происходила в ночное время. Таксист заночевал в селении и наутро отправился в обратный путь. В пути он никак не мог поверить, что ночью смог проехать по этой дороге и даже вступил в спор, что он вчера ехал по этой дороге. Настолько опасной и крутой она была при дневном свете, а ночью он  на его счастье этого не заметил и проехал уверенно до самого селения и наутро и сам не мог поверить, что проехал по такой опасной дороге.

 

Такой была Кегерская дорога

 

 

МилгьирагIал было действительно самым узким и опасным участком дороги на Кегер.

 

 

Над дорогой здесь нависала скала с висящими, неустойчивыми камнями водители старались быстро проехать это место. Крупные машины с грузом проехать по карнизу вообще не могли т.к.  задевали за скалу.

 

 

Вместе с реконструкцией дороги кардинальным решением было проведение взрывных работ на этом участке.
По предложению Айгунхажиясул Магомеда вместе с Омаровым Гасангусейном обратились к строительной компании «Общество с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙТЕХ» во главе с  директором Г1абдусаламовым Х1ажиявом  Х1амзатовичем. С ними был заключен под финансовую гарантию компании ООО «КВАДРО» договор о работах по реконструкции Кегерской дороги.
В работах была задействована тяжелая экскаваторная техника, крупный гидромолот, виброкаток и другая вспомогательная техника

 

 

 

Активно участвовали в работе руководители села Юшаев Заирбек и председатель  Общества Кегер Саидов Камиль.

 

 

На участке балкона «Милгьил рагIал», чтобы избавиться от опасности каменного обвала, было предложено произвести взрывные работы и расширить дорогу, с чем они справились отлично. Вот что писали об этом наши земляки  Юсупов Х1абибулагьх1ажияв и Х1амзалов Айдемир


Жамаг1аталъул газа кьурдаги рек1уна

 

Нухал гьеч1онани, гьеч1о росаби! Ниж,  Гъуниб районалъул К1огьориб росулъ г1умру гьабулел г1адамал, ц1акъ рах1ат хун рук1ана росулъа къват1ирехун сапаралъ  машинагун ине. Хасго г1азу-ц1ад бараб мехалъ, машинаби х1арщулъ къан санаг1ат гьеч1олъи г1емераб кколаан. Росулъа унаго ва рач1унаго чанго, гьал нухазда чанго  машинаялъ гьабуна авария. Кинго раг1алде бахъунеб бук1инч1о гьеб нухал къач1аялъул суал.
2012 соналъ, нижер росуцоязул гьариялда рекъон, Дагавтодо-ралъ нижее биччан бук1ана 6 миллион гъурущ нухал къач1азеян. Гьедин гъоркьиса 2013 соналъ къач1азе байбихьун бук1ана нижер росулъе унеб нух. Гьеб х1алт1и гьабулеб бук1ана Гъуниб районалда бугеб ОАО «Гунибский ДЭП № 11» нухазул участкаялъ. Амма гьеб 6 миллионалъул багьаяб х1алт1и нижер нухазда гьез гьабич1о. Г1арацги лъуг1ана нухалги додинго хут1ана.
Гьелъулги х1асил ккеч1елъул, хирияб рамазан моц1алъул к1албиччанкъоялъ росулъе г1адамал рач1араб мехалъ, нижер къот1и ккана росулъе нух къач1азе г1арац бак1аризе ва гьениб х1алт1и гьабизе. Гьеб кири бугеб Аллагь разияб х1алт1уе бет1ерлъи гьабуна нижер росдал «К1огьориб» обществоялъул бет1ер  Саг1идов Камилх1ажияс ва гьединго нижер росуцояв «Квадро» информационный централъул бет1ерав директор Г1умаров Х1асанх1усейнх1ажияс. Гьезул нухмалъиялда гъорлъ гьеб нух къач1аялъул суал т1аде босана «Общество с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙТЕХ»  компаниялъ. Гьеб компаниялъе нухмалъулев вуго бет1ерав директор Г1абдусаламов Х1ажияв Х1амзатович. Хехаб заманалда жаниб гьез рехана нухал къач1алеб техника ва цоги къвариг1анщинаб алат: эксковатор, гидромолот, виброкаток ва гь. ц.  Жамаг1аталъул бугеб къварилъиги бич1ч1ун, дагьаб заманалда жаниб, к1удияб х1алт1и гьабуна гьеб «ДОРСТРОЙТЕХ» компаниялъ. Гьеб компаниялъ г1адин кутакаб махщалида нижер нухал киданиги къач1ан рук1инч1о. К1агьадерил жамаг1аталъул рахъалдасан к1удияб баркала кьезе бокьун буго Г1абдусаламов Х1ажиясе ва гьес нухмалъи гьабулеб «ДОРСТРОЙТЕХ» компаниялда х1алт1улел рак1бац1ц1адал г1олохъабазе. 
Цо машинацин х1алица унеб бук1араб «Милгьил раг1ала» абу-леб бак1алда, кьуруги кьвагьун, к1иго машина унеб х1алалда г1ат1ид гьаруна гьез нухал. Хасго жамаг1аталъул рахъалдасан баркала кьезе бокьун буго «Милгьил раг1ала»  балкон къач1азе квербакъарав нижер росуцояв ОАО «Росснефть-Дагнефть» обществоялъул бет1ерияв директор Гиндиев Муслим Г1абдулхаликъовичасе. Гьес гьанире рач1ана балкон г1ат1ид гьабизе турбаби.
Гьаниб абич1ого г1еларо К1агьадерил жамаг1аталъул рахъалъги цо чанго раг1и. К1агьадерил цониги хъизан хут1ун батиларо г1арцул рахъалдаса гьел нухал къач1аялъе квербакъич1еб. Мах1ачхъалаялда ва гьединго росулъги руго цо-цо хассал г1адамал жидеца жиб-жиб моц1алъ нухал къач1аялъе г1арцул рахъалъан кумек гьабулел. Гьеб нух къач1азе кумек гьабурал киназулго садакъа Аллагьас къабул гьабеги, нахъа-нахъаги гьединаб кири бугеб х1алт1и гьабизе тавпикъги кьеги.
 Гьединго нижер росдал г1олохъабаз  гьабуна лъик1аб х1алт1и, нухал къач1алаго. Г1олохъаби къват1ире рахъиялъе нухмалъи гьабуна росдал администрациялъул бет1ер Юшаев Загьирбегица, живгоги цеве вилълъун. Жамаг1аталъул рахъалдасан хасаб баркала кьезе бокьун буго «К1огьориб» обществоялъул бет1ер Саг1идов Камилх1ажиясе. Камилх1ажияс, Мах1ачхъалаялда рехун тун хъизан-къайги, рак1 унтун,  нухмалъи гьабуна гьал нухал къач1аялъе. Гьес абулеб бук1ана г1олохъабазда: «Гьадинаб кири гьабизе бигьа-бигьаго рес щолеб жо гурин, ножоца ях1 бахъеян! ». Аллагьас к1одо гьавегиха гьев!
 «Общество с ограниченной ответственностью «ДОРСТРОЙ-ТЕХ»  компаниялъ гьабулеб лъик1аб къиматаб х1алт1и бихьараб мехалъ, гъира базабулеб бук1ана г1олохъабазул гьезие кумек гьабизе.
 Жиб-жиб къоялъ 10-15 чиясдаса дагь рук1унароан нухда х1алт1улел росдал г1олохъаби. Къед базе ккаралъуб къед бан, турбаби лъезе кколеб бак1алда турбаби лъун, гамач1 баччизе ккаралъубе гамач1 баччун, т1аде ккара-ккараб х1алт1и гьабулеб бук1ана г1олохъабаз. Гьеб «Милгьи раг1ала» бугеб балкон къач1алеб мехалъин абуни, 30-40 г1анасев чи вук1ана гьенив х1алт1улев. Школалъул учительзабаз ва ч1ах1иял классалъул ц1алдохъабазги гьабуна гьениб  лъик1аб кумек. Аллагь разилъиги гьездасаги. Хасго баркала кьезе бокьун буго Гъоркъа К1огьориса сварочныял х1алт1аби гьарулел рук1арал г1олохъабазе: Шамилие, Париласе ва Мух1амаднабие. Гьел нухал къач1алаго росдал жамаг1аталъ бихьизабуна къо ккараб мехалда жидерго бугеб гъунки, цолъи. Аллагьас кири ц1ик1инабегиха гьазий киназего! Унго-унгоги нижер росуцояз бихьизабуна, жамаг1аталъул газа кьурдаги рек1унеблъи. Гьанже абизе бегьула Г